Критерий 3. Создание благоприятных условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Не являясь классным руководителем, последние семь лет отвечаю в школе за реализацию школьной программы по развитию одаренности детей (данная программа разработана мной и корректируется каждый год). На основе этой программы, под моим руководством организована «Группа лидеров» из 8-11 классов, которая сама активно участвует в общественно-социальной жизни школы, района, города, а также привлекает других учащихся, тем самым пополняя свои ряды.
Так, стараюсь создать условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта и на учебных занятиях, и во внеурочное время.
2.1. Участие в самоуправлении классом, школой
Ежегодно проводятся:
- дни самоуправления в школе (на День учителя и 1 апреля), когда мои учащиеся из 9-11 классов проводят уроки в 1-8 классах по английскому языку, заранее планируя урок, все формы и приемы работы;
- неделя английского языка, которую также планируют не учителя, а «Группа лидеров», организовывая интересные для них мероприятия, а не «спущенные» сверху: фестиваль «валентинок» на английском языке, уроки-викторины, поэтические конкурсы, инсценировки сказок для начальной школы, др.;
- октябрьские круглые столы и диспуты на английском языке «Идеальная школа» и «Если бы я был директором», на которых учащиеся 9-11 классов предлагают свои идеи о благоустройстве школы, формируется «копилка» идей на английском языке, которая передается директору школу (учителю английского языка).
В рамках организации предметного досуга школьников, ежегодно организовываю для старшеклассников посещение театров с просмотром пьес англоязычных авторов и с последующим обсуждением на уроках социальных проблем, представленных в этих пьесах:
2010г. – трагедия У.Шекспира «Ромео и Джульетта» в театре «Сатирикон», 10 человек.
2011г. – «Миллионерша» - комедия по пьесе Б.Шоу в театре Содружества актеров Таганки, 14 человек.
2012г. – «Лондон шоу» - комедия по пьесе Б.Шоу «Пигмалион» в театре «Сатирикон», 19 человек.
В мае 2012 года организовала встречу учеников 10 класса с носителем английского языка (туристом Томом Рудером) для обсуждения социальных проблем в России и США, полученный материал используется в групповой проектной работе «Мы – разные?» (о различиях в культуре, традициях, мировоззрении двух народов).
Самоуправление в рамках изучения предмета (в рамках работы с детьми разного уровня, дезадаптационными, низкого уровня воспитанности):
- на учебных занятиях строится на принципе «Обучение без отстающих», реализуется с помощью приемов кооперации и сотрудничества – сильные учащиеся, быстро справившись с заданием, консультируют более слабых по конкретной проблеме, помогая им и зарабатывая себе дополнительные баллы;
- домашнее задание предлагается ученикам различного уровня: А, В, С (на оценку 3, 4, 5). Каждый ученик сам решает, какой уровень ему выбрать. Такой подход имеет сильную мотивацию к обучению, особенно для «средних» учеников, которые могут работать и на 5, и на 4, но не всегда хотят этого;
- при реализации проектной деятельности самоуправление учащихся проявляется при реализации групповых проектов, где самостоятельно распределяются все роли и обязанности (сильные учащиеся берут руководство проекта в свои руки, составляют план работы, сроки выполнения, выступают наставниками более слабым ученикам). Такие проектные работы представляются на научно-практические конференции и конкурсы разного уровня (окружной, муниципальный, всероссийский), становятся призерами и победителями.
Таким образом, реализация самоуправления проявляется учениками в разных формах: при проведении конференций, брифингов, недели английского языка, проведении уроков старшими учениками в более младших классах, при подготовке и защите групповых проектов, творческих заданий, при выполнении домашнего задания. Все это способствует освоению учащимися новых социальных ролей в обществе, их профессиональному самоопределению.
За три последние года (2010-2012) шесть моих учащихся выбрали специальности, связанные с лингвистикой и требующие высокого уровня знаний по английскому языку:
2010г. – Алиева А. – МГИМО, специальность «Переводчик».
2011г. - Ануров В., Двуколова Д.- Лингвистический университет, специальности «Связь с общественностью», «Социология».
2012г. –
Федотова Н. – ГИТИС, специальность «Продюссер»; Малышева Л. – МГУ,
специальность «Журналист»; Шидловский А. – МГИМО, специальность «Международные
отношения», Климук Д. – МЭСИ, специальность «Программист (со знанием
технического английского языка).
В рамках постоянного взаимодействия с родителями:
- 4 раза в год (октябрь, декабрь, февраль, апрель) проводится общешкольная родительская суббота, когда родители могут обсудить с каждым педагогом интересующие их вопросы и проблемы. Стараюсь эффективно использовать данное время, не жалуясь родителям на детей, а предлагая пути совместного решения проблем, например, при низкой успеваемости ученика разрабатываю конкретный план "выхода из кризиса" на 2-4 недели, обсуждаем все детали, данный план подписывают три стороны: родитель, ученик и я. Через определенное время сопоставляем реальные результаты с ожиданиями, корректируем действия.
-2 раза в год (октябрь, апрель) проводится День открытых дверей (выступления перед родителями, демонстрация кабинетов и методической базы, открытые уроки). В рамках проведения последнего Дня открытых дверей, 13 апреля 2013г., проводила открытый урок в 1-Б классе "Сделаем покупки" (присутствовали 23 родителя первоклассников и дошкольников): администрация школы получила от родителей отзывы с высокой оценкой деятельности первоклассников на уроке. Также выступала на педагогическом совете с трансляцией собственного педагогического опыта по теме: "Формирование индивидуальной траектории обучения английскому языку".
- ежедневное непосредственное общение посредством моей электронной почты, персонального сайта, быстрое взаимное решение возникающих проблем.
2.2. Участие обучающихся в социально направленной деятельности.
Под моим руководством «Группа лидеров» и других школьников участвуют в социально направленной деятельности:
взаимодействие с ветеранами, пожилыми людьми и детьми-сиротами:
- ежегодное участие в Параде 9 Мая (сопровождение закрепленных за школьниками участников и ветеранов ВОВ от дома до Поклонной горы и назад, вручение цветов и подарков);
- ежегодные встречи с участниками и ветеранами войны с последующим отображением полученной информации в организованном мною общешкольном англоязычном конкурсе эссе и сочинений «Мой дед нас спас» (2 место в 2011г., 1 место в 2012г.);
- приглашение ветеранов на общешкольный концерт, посвященный битве под Москвой, подготовка данного концерта (2012г.);
- организовываю ежегодные посещения 10-11 классами школьного музея боевой славы с последующими англоязычными мини-проектами: «Танк возле моей школы», «Музей в моей школе»;
- подготовка, организация и проведение общешкольного конкурса военной песни «Синий платочек» на английском языке (1 место, 2012г.); акция, инициируемая учащимися;
- ежегодное участие в общешкольной акции «Мы с вами» (сбор игрушек, одежды, детского питания, памперсов) в Дом ребенка №20 района Люблино;
- метапредметный (английский язык, обществознание) англоязычный групповой проект в 9-А классе «Будь толерантным» (о взаимоотношениях с детьми с ограниченными возможностями, детьми разных национальностей);
- в рамках учебных занятий 1 октября 2011, 2012 года отмечали International Day of Older Persons (День пожилых людей) с представлением мультимедийных презентаций учащихся 5-7 классов «Интересы моей бабушки», «Я люблю бабушку и дедушку»; акция, инициируемая учащимися.
2.3. Участие в проектах по улучшению качества своей жизни и окружающей среды (нужно отметить рост добровольной заинтересованности ребят участия в проектах):
Школьный уровень:
- ежегодные акции-уроки для профилактики асоциальных явлений среди подростков (готовят учащиеся 9-10 классах для 6-7 классах): «No smoking» («Нет курению»), «No drugs» «Нет наркотикам», где ребята в различной форме (выступление, презентация, рисунок) выражают свое отношение к вредным привычкам: 2010г. – 3 чел. (9-А); 2011г. – 6 чел. (9-А. 10-А), 2012г. – 8 чел. (9-А, 10-А); акция, инициируемая учащимися;
- на учебных занятиях, в рамках изучения экологических проблем, 8-10 классы работают над мини-проектами «Город и мы» (с описанием того, что лично они могут сделать для улучшения экологической ситуации в Москве: посадить деревья, сортировать мусор и т.д.): 2010г. – 4 проекта (11 человек); 2011г. – 6 проектов (14 человек); 2012г. – 9 проектов (18 человек);
- в ноябре 2012 года студентка РГСУ Дубровина Инна для учащихся 8 классов провела лекцию-тренинг на английском языке «Реши проблемы Москвы – начни с себя»;
- на уроках в 5-7 классах, изучая тему «Здоровый образ жизни», «Здоровье», «Питание», ученики самостоятельно составляют схемы, таблицы, пирамиды по здоровому питанию, соотношению продуктов в пирамиде правильного питания, обмениваются полезными рецептами, участвуют в диспутах о пользе или вреде тех или иных видов спорта. Данные виды учебной деятельности позволяют не только овладеть коммуникативной компетенцией, но и разработать систему условий для сохранения здоровья и улучшения качества жизни.
Городской уровень:
- участие в городских субботниках: 2010г. – 19 чел., 2011г. – 27 чел.; 2012г. –
42чел;2013г. - 61чел.
- с 2011 года отмечаем 1 октября принятый ООН Global Youth Service Day (День участия молодежи в общественно значимом труде): договоренности с администрацией Люблинского и Кузьминского парков по благоустройству территории): 2011г. – 14 человек; 2012г. – 21 человек, 2013г. - 32 человек – акция, инициируемая учащимися;
Всероссийский уровень:
- в декабре 2011г. 9 человек участвовали во Всероссийском молодежном флешмобе "Будущее есть": создание плакатов о реальной помощи подростков природной среде родного города; акция, инициируемая учащимися.
- в октябре 2012 году «Группа лидеров» совместно со студентами РГСУ города Москвы участвовала во Всероссийской волонтерской акции «Чистая Россия»: раздача листовок жителям о возможности каждого человека улучшить окружающую среду, установка урн для сортированного мусора (пластик, стекло, бумага): 12 человек – акция, инициируемая учащимися.
2.4.Взаимодействие ученического социума с местными властными структурами с целью решения проблем местного социума:
- ежегодная
встреча учащихся из «Группы лидеров» с выпускником школы, депутатом
муниципального собрания района Люблино Локтионовым В.В. с предложениями и помощью
в благоустройстве школы, спортивных площадок, дворов района Люблино, выработка
совместного плана и работа по нему.
- подготовка материалов учащимися из «Группы
лидеров» к встрече в апреле 2012 года в школе с главой управы района Люблино
Бирюковым А.П. по вопросам реализации совместного проекта управы и
образовательных учреждений на 2012-2013 годы: выработана модель взаимодействия
школы
и шефствующих организаций; оказания помощи школе,
проведения
просветительских, культурных и патриотических акций, например конкурса социального проектирования «Если бы я был главой управы»
(мой ученик в 11-А классе Борисов Иван
занял 1 место в 2012 году). Все аргументированные предложения по благоустройству района Люблино, которые он представил в своем проекте, воплотили в жизнь: перенесли автобусную остановку в более удобное для жителей место возле Люблинского пруда, рядом поменяли дорожную разметку.