Критерий 4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
4.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе.
Мною разработана (2010-2013) и активно используется целостная система использования инновационных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку: проектных, исследовательских, информационно-коммуникативных.
Проектные технологии подразумевают закрепление, систематизацию, обобщение, применение изученного материала в разных формах (письмо, открытка, иллюстрированное эссе, презентация, постер, создание сайта, фото-презентация, видеоролик).
Трехлетнее педагогическое наблюдение (по качественно-количественным показателям) показало, что такие формы работы оказались эффективными при создании следующих учебных проектов:
5 класс – «Моя семья», «Мое хобби», «Собираемся в Лондон», «Посещение Лондона».
7 класс – «Международные конкурсы для подростков», «Спорт и я», «Здоровый образ жизни».
8 класс – «Наша прекрасная планета», «Глобальные экологические проблемы», «Средства массовой информации: за и против», «Как стать знаменитым».
9 класс – «Решаем проблемы подростков», «Едем в путешествие», «Будем толерантными», «Сделай свой будущий выбор».
10 класс – «Ты в этом мире», «Семейные проблемы и их решения», «Цивилизация и прогресс», «Программы по англо-российскому обмену учениками».
11 класс – «Человек и общество сегодня», «Работа твоей мечты», «Учимся быть великими», «Я – выпускник».
Во внеурочной деятельности:
5класс – «Сравним Москву и Лондон».
7 класс – «Мои достижения».
9 класс – «Семья или друзья?».
10 -11 классы – «Реклама и бизнес», «Интернет-бизнес», «История московских улиц», «Туристический видео- буклет о Москве для туристов».
Исследовательские и поисковые технологии оптимально используются мною при освоении нового материала, при постановке проблемной задачи, требующей от школьников самостоятельного решения. Мною был разработан и внедрен в 9-11 классах алгоритм овладения необходимыми умениями для школьника с целью формирования и развития его исследовательской компетенции:
- постановка проблемы (задач);
- определение целей
- выдвижение гипотезы;
- способность быстрого и эффективного поиска достоверной информации;
- сопоставление, классификация, структурирование полученной информации;
- знание и использование экспериментальных методов;
- формулирование выводов и умозаключений, сверка с гипотезой;
- объяснение, доказательство и защита собственных идей.
Одним из главных факторов успешности проектно-исследовательской работы школьников считаю практическую значимость выполненной работы.
Так, созданные проектные продукты «Иллюстрированный школьный англо-русский словарь паронимов и омонимов» (9-а класс, 2 место на Городском форуме проектных работ, 2011г.), «Школьный англо-русский словарь отрицательных слов) (11 класс, 2012г.) активно используются при изучении соответствующих тем программы в параллельных классах.
Таким образом, использование проектных и исследовательских технологий при обучении английскому языку на разных этапах обучения способствует:
повышению качества обучения английскому языку;
развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний на иностранном языке;
работе ученика в зоне его ближайшего развития;
приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
формированию и обогащению знаний учащихся в метапредметном аспекте.
4.2. Системная интеграция ИКТ в процесс преподавания английского языка, разработка и внедрение соответствующей целевой программы.
Разработанная мною целостная система использования инновационных образовательных технологий (2010-2013) интегрирует ИКТ в процесс обучения английскому языку. Весь учебный материал, все модули и отдельные темы структурированы в плане применения ИКТ, разработаны новые формы учебной деятельности (составление учебной презентации, мультфильма, подкаста, видеописьма, виртуального путешествия, видеоконференции и т.д.). 84% всех уроков имеют интерактивное сопровождение, способствующее эффективному усвоению школьниками учебного материала. Кабинет английского языка оборудован компьютером, имеющим выход в Интернет, и интерактивным комплексом Smart. Исходя из данных технических условий была создана соответствующая целевая программа по мотивированному и целенаправленному применению ИКТ в соответствии со следующими принципами:
- ИКТ являются не целью, а средством обучения;
- учитель выступает в роли режиссера обучения, привлекая обучаемых к активной познавательной деятельности, а не транслирует учебную информацию.
Целевая программа использования ИКТ на учебных занятиях и во внеурочное время
Компоненты программы | Содержание компонентов |
1. Отбор и экспертиза готовых электронных образовательных ресурсов (ЭОР) | Поиск, классификация, адаптация ЭОР к решению разных задач обучения, распределение в соответствии с модуль-блочным и тематическим планированием, прогнозирование рисков использования |
2.Создание собственных ЭОР в соответствии с целями обучения | Подбор необходимого программного обеспечения, подготовка и разработка электронных материалов в соответствии с учебными целями и задачами (ввод в проблему, закрепление материала, контроль знаний) |
3. Обучение видам речевой деятельности (РД) и аспектам языка с помощью отобранных и созданных ЭОР | Отбор электронных заданий по дидактическим принципам: от простого – к сложному, от частного – к общему для формирования единой коммуникативной компетенции через каждый вид РД и аспект языка. |
3.1. Формирование и развитие фонетических навыков с ИКТ | Задания на развитие ритмико-интонационных, слухо-произносительных навыков, понимание фонетической транскрипции, звуко-буквенного соответствия, артикуляции звуков. |
3.2. Формирование и развитие грамматических навыков с ИКТ | Построение корректных грамматических форм разных частей речи, сопоставление с родным языком: общие и отличительные признаки, навыки «логического понимания» грамматических явлений без механического заучивания. |
3.3. Формирование и развитие лексических навыков с ИКТ | Задания на использование многозначных слов, построение словосочетаний с изученной лексикой, упражнения с синонимами, антонимами, однокоренными словами, словообразование. |
3.4. Формирование и развитие навыков аудирования с ИКТ | Аудио прослушивание текстов (с видео, без видео), подкасты, просмотр фильмов (с субтитрами, без субтитров), задания на прогнозирование. |
3.5. Формирование и развитие навыков чтения с ИКТ | Задания на совершенствование всех видов чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое, аналитическое, синтетическое; упражнения на отработку техники чтения. |
3.6. Формирование и развитие навыков устной речи с ИКТ | Задания на реализацию разных коммуникативных намерений, формирование развернутого высказывания, монолога, диалога, полилога. |
3.7. Формирование и развитие навыков письменной речи с ИКТ | Задания на отработку техники письма, орфографии, пунктуации; связности письменного высказывания; написание элементов письма другу; отработка элементов эссе. |
3.8. Формирование и развитие социокультурных и страноведческих навыков с ИКТ | Задания на формирование социокультурной компетенции: соотнесение элементов информации из истории, традиций, географии англоязычных стран, создание презентаций по теме, упражнения по лингвострановедению. |
4. Моделирование целостного урока с использованием ИКТ | Соотношение между традиционной и мультимедийной составляющей каждого урока в зависимости о целей и согласно санитарно-гигиеническим нормам. |
5. Использование ИКТ во внеурочной деятельности | Подготовка и реализация мультимедийных проектов, выступлений на элективных курсах, факультативах; неформальное общение с англоязычными сверстниками в Интернете; поиск и просмотр англоязычных фильмов, новостей, прослушивание англоязычных песен, чтение англоязычной литературы в сети, на электронных носителях, использование электронных словарей и других справочников. |